Образовательная программа ООО 2021-22
Описание образовательной программы
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основной образовательной программы основного
общего образования используются следующие условные сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования
ПООП ООО – примерная основная образовательная программа основного общего образования
ООП ООО – основная образовательная программа основного общего образования
ООП – основная образовательная программа
УУД – универсальные учебные действия
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии ОВЗ – ограниченные
возможности здоровья
ПКР – программа коррекционной работы
ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссия ПМПК-
психолого-медико-педагогического консилиум УМК – учебно-методический комплекс
Общая
характеристика основной образовательной программы основного общего
образования. Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Амгинская
средняя общеобразовательная школа им.Р.И.Константинова (далее МБОУ «АСОШ им.Р.И.Константинова») разработана в соответствии с Законом «Об Образовании РФ», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, пожеланий родителей обучающихся основного общего образования (на основе
анкетирования) и с учетом кадровых, учебно-методических, воспитательных,
материально-технических возможностей МБОУ «АСОШ им.Р.И.Константинова».
Образовательная программа является
учебно-методической документацией (локальным актом) МБОУ «Амгинская СОШ им.Р.И.Константинова»
и определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию
образовательного процесса, требования к воспитанию и качеству подготовки
обучающихся основного общего образования в МБОУ
«Амгинская
СОШ им.Р.И.Константипнова».
1.1.1.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ «Амгинская СОШ
им.Р.И.Константинова»: создание условий для достижения выпускником основного
общего образования планируемых
результатов освоения ООП ООО в соответствии с ФГОС:
обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Достижение
поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной
программы требованиям Стандарта;
обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования, среднего(полного)
общего образования;
-
обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования,
достижение
планируемыхрезультатовосвоения основной образовательной программы
основного
общего образования всеми обучающимися;
-
совершенствование технологий
урочной и внеурочной деятельности, направленных на повышение качества образования, обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса;
-
взаимодействие образовательного учреждения при
реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
-
выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе одарѐнных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов,
секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
-
социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
-
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их
безопасности.
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования и состав участников образовательного процесса МБОУ
«Амгинская
СОШ им.Р.И.Константинова».
Образовательная программа основного общего образования обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ «Амгинская СОШ им.Р.И.Константинова» в
соответствии с основными принципами государственной
политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
-
гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности;
-
воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
единство федерального культурного
и образовательного пространства, защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
условиях многонационального государства;
-
общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников;
-
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации,
творческого развития;
-
формирование у обучающегося
адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
В
основу реализации ООП школы положены следующие принципы:
1)
принцип адресности ОП позволяет
при организации образовательного процесса удовлетворять образовательные
интересы и потребности близлежащего социума
школы.
2)
принцип доступности качественного
образования обеспечивает равные возможности при достижении планируемых
результатов освоения ООП ООО для всех категорий обучающихся согласно
их возрастным особенностям, здоровья, степени одаренности и т.д. Принципиально
важными критериями качества образования становятся его доступность,
открытость,
вариативность, ориентация на личностные запросы и практическую значимость.
3) принцип
инновационной направленности образовательного процесса предполагает
формирование в
образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную
деятельность всех участников образовательного процесса. Этот принцип требует:
расширения сферы инновационной деятельности педагогов; использования
управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную
инновационную деятельность.
4)
принцип преемственности предполагает
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального
образования.
5)
принцип индивидуализации обучения предполагает
всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на
этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития
учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов
каждого ученика.
6)
принцип дифференциации
предполагает выявление и развитие склонностей и способностей учеников к работе
в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от
личных качеств обучающихся; формирование классов с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, что может отражаться в построении учебного плана.
7)
принцип интеграции урочной и
внеурочной деятельности обучающихся позволяет сформировать единое
образовательное пространство учреждения для эффективной и
качественной реализации
требований ФГОС.
8)
принцип интеграции Лицея с
учреждениями дополнительного и профессионального образования, культуры и спорта
позволяет компенсировать недостаток определенных образовательных направлений и
предметов в школе или предоставить обучающимся возможность освоения
определенных дисциплин на профильном уровне;
9)
принцип социализации обучающихся
позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
10)
принцип общественного участия в
формировании содержания и организации образовательного процесса обеспечивает соблюдения общественного договора и
общественной экспертизы качества предоставляемых образовательных услуг.
11)
принцип оценки образовательных
достижений обучающихся позволяет обеспечить внедрения системы оценивания результатов образовательной деятельности
обучающихся
с позиции комплексности и объективности и др.
12)
принцип целостности и
комплексности предусматривает охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС и определяется системой
требований нормативно установленных
стандартом: требований к результатам образования, к структуре основных
образовательных программ условия и ресурсам их реализации в образовательном
процессе ОУ.
13)
принцип полноты отражения в ООП специфики ОУ,
социокультурной среды Лицея.
14)
принцип реалистичности позволяет
выстраивать образовательный процесс с учетом специфики типа и вида образовательных учреждений, имеющегося ресурсного
обеспечения, возможностей педагогического коллектива в обеспечении достижения
обучающимися
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Основная образовательная программа
формируется с учѐтом психолого- педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом
от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью
и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие
заданной педагогом и осмысленной цели к овладению
этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося
- направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных
целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных
действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию
рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные
учебно-предметные области, качественного
преобразования учебных действий
моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач
к развитию способности проектирования
собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной
перспективе;
- с
формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего
на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и
способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в
отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
- с изменением формы организации
учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
1. Достижение личностных результатов учащихся:
1) воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов;
11)
России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
2. Достижение метапредметных
результатов обучающихся - освоение УУД:
Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования отражают:
1) умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
7) умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной
речью;
11) формирование
и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование
и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Достижение
предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности
по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов
научного знания, современной научной картины
мира.
Участниками образовательного процесса среднего звена МБОУ «Амгинская СОШ им.Р.И.Коснтантинова» являются:
педагоги школы, обучающиеся с 5-9 класс и их родители.
В среднем звене МБОУ
«АСОШ им.Р.И.Константинова» обучаются в 5 класс-комплектах 48 детей. В «АСОШ
им.Р.И.Константинова» реализуется программа инклюзивного образования, в
общеобразовательных классах обучаются дети имеющие ЗПР 7.2. вида, с нарушением
речи 5.2. вида. Также в школе реализуется программа надомного обучения для
детей
–
инвалидов, имеющих тяжелые нарушения.
Класс |
Количество обучающихся |
Количество учеников надомного обучения |
5 |
9 |
1 |
6 |
11 |
|
7 |
14 |
|
8 |
3 |
|
9 |
9 |
1 |
Всего |
48 |
2 |